| Lifestyle | Travel | Отношения | Особое мнение Маши Куцковой |


Как правильно жаловаться

Жалобы являются неотъемлемой частью почти каждого здорового человека. Сложно прожить хотя бы один день, чтобы не пожаловаться на погоду, ворчливую продавщицу, глупых начальников, бездарный фильм, непонимающего партнера и многое другое. Жалобы настолько распространены в повседневной жизни (стоит только прислушаться к разговору в кафе за соседним столиком), что психологи стали активно исследовать данный феномен с целью его постижения.

Жалоба – это самый простой способ выразить собственное недовольство, что чаще всего происходит после некоторой негативной ситуации. Люди по-разному склонны реагировать на расстраивающие их события. Кому-то достаточно слегка пересоленного супа для трагического монолога о тщете земного существования, а для другого понадобится более веский повод, чтобы высказать недовольство. Таким образом, существуют разные типы жалующихся людей:

1. Хронические «жалобщики». Такие люди редко бывают чем-то довольны, они много размышляют и чаще всего их внимание поглощено негативными сторонами любого события. С помощью терапии такой стиль мышления можно переориентировать на позитивный, но данный тип людей вряд ли посчитает это хорошей идеей.

2. Второй тип – те, кто склонен выражать недовольство эмоционального характера. Они чрезмерно сосредоточены на себе и своем негативном опыте, которым руководствуются в повседневной жизни. Проявляя гнев, раздражение и разочарованность, они добиваются внимания и сочувствия близких людей, получая от них подтверждение целесообразности своих негативных эмоций. Так, люди, испытывающие постоянное эмоциональное недовольство, не решают возникающих проблем, а только ищут во внешнем мире подтверждения правильности своей реакции на них. При этом в специально организованном психологическом исследовании было выявлено, что такие жалобщики после выражения эмоционального недовольства чувствовали себя еще хуже, чем те страдальцы, которые их жалобы выслушивали.

3. Инструментальная жалоба представляет собой самый продуктивный тип. Его главная отличительная черта – концентрация внимания на решении проблем. Жалобы могут быть полезными (например, в случае обсуждения проблемы распределения финансов со своим партнером), если включают в себя обсуждение влияния объективной проблемы, приводят к принятию решения и позитивным изменениям на основе совместного планомерного сотрудничества.

Счастливые люди не жалуются меньше, они жалуются иначе – более стратегически. Прежде всего, необходимо снизить количество неконструктивных безосновательных жалоб, которые угнетают состояние духа. Кроме того, жаловаться необходимо только в тех случаях, когда вы уверены, что это даст реальный эффект и приведет к позитивным изменениям. Прежде, чем вступить на путь хронического «жалобщика», стоит подумать, может быть, вместо этого можно простым и доступным образом устранить источник недовольства.

Анна Тоскина